Вернуться на [главную страницу]. Вернуться на [предыдущую страницу].
Статистика.
Существуют три вида лжи:
ложь, наглая ложь и статистика.
Лорд Бенжамин Дизраели
по воспоминаниям Марка Твена.
Десять способов схитрить
с помощью статистических тестов при подробном описании
результатов.
"Основы доказательной
медицины"
Триша Гринхальх,
2004 год, страница 93.
1. Обработайте все ваши результаты на компьютере и сообщите как значимую любую связь, где p<0.05.
2. Если исходные различия между группами благоприятствуют группе вмешательства, помните что вам не стоит делать поправку на эти различия.
3. Не проверяйте ваши данные на предмет нормальности распределения. Если вы это сделаете, вы можете завязнуть в непараметрических тестах, которые, увы, не слишком легки.
4. Игнорируйте все "удаления" ("остсивания") и пациентов без полных данных, потому, что анализ касается только пациентов, которые полностью прошли лечение.
5. Всегда предполагайте, что вы можете соотнести один набор данных с другим и подсчитать "значение r" (коэффициент корреляции Пирсона) и что значимая велечина r - доказательство причинности.
6. Если "аномальные выбросы" искажают ваши расчёты, просто удалите их. Однако если "выбросы" помогают вашему выводу, даже если они сомнительны, оставьте их.
7. Если доверительный интервал вашего результата содержит нулевое различие между группами, оставьте его вне вашего сообщения. Ещё лучше, упомяните его коротко в тексте, но не рисуйте на графике и игнорируйте при формулировании выводов.
8. Если различия между группами становятся значимыми спустя 4.5 месяца в испытании, запланированном на 6 месяцев, остановите испытание и начните подробное описание. В качестве альтернативы если на 6-ой месяц результаты "ещё не значимы", продлите испытания ещё на месяц.
9. Если окончательные результаты оказались неинтересными, вернитесь назад и посмотрите, не вели ли себя по-другому какие-нибудь особые подгруппы. Например, вы можете обнаружить, что ваше вмешательство дало в конце концов положительный эффект у китаянок в возрасте 52-61 года.
10. Если анализ ваших данных способом, которым вы планировали проводить этот анализ, не даёт результата, которого вы ожидали, "прогоните" ваши данные через другие критерии.