Вернуться на [главную страницу]. Вернуться на [предыдущую страницу].


Журнал "Юный художник" №2 1991 год.

Рубрика Объявляется конкурс.

Под парусами.

      Кто из вас, ребята, не зачитывался книгами Жюля Верна и Александра Грина, Роберта Стивенсона, Джека Лондона и многих других писателей, воспевших романтику дальних странствий? Вместе с их героями вы отправлялись в полные приключений морские путешествия на стремительных кораблях под белоснежными парусами.

      Основным местом действия и своеобразным "главным героем" этих книг становится парусное судно - романтическая бригантина или юркая шхуна, красавица яхта или величественный корабль. При чтении сразу возникают вопросы: как выглядят парусники? Чем они отличаются друг от друга?

Корабль 'Гото-Предестинация'
А.Шхонебек.
Корабль "Гото-Предестинация" ("Божье предвидение").
Гравюра резцом. 1701.

      Для того чтобы грамотно изобразить парусное судно, необходимо, хотя бы в самых общих чертах, знать его конструкцию, назначение отдельных частей и их названия на "морском языке".

      История корабля насчитывает столетия, её начало теряется в глубине веков. Свое слово в кораблестроении сказали многие народы: египтяне и римляне, викинги (норманны) и славяне, греки и финикийцы, индусы и китайцы. Самые древние суда были гребными, приводились в движение с помощью вёсел, но с течением времени люди стали использовать силу ветра, и на судне появляется мачта с парусом. Приемы и способы строительства судов постепенно совершенствуются благодаря развитию техники и росту торговли между приморскими странами. В эпоху Великих географических открытий (XV-XVI века) моря бороздят довольно крупные и многочисленные суда разнообразных типов. Хотя отделке и оформлению парусников всегда уделялось большое внимание, но с этого времени их начинают особенно богато украшать резьбой, скульптурой и росписью. Возникает даже такая профессия, как корабельный архитектор, который был, в сущности, не только архитектором в традиционном понятии, но и инженером-кораблестроителем, хорошо знающим конструкцию судна, законы механики и морскую навигацию.

Силуэты парусников разных веков.
Силуэты парусников разных веков.
Рисунки автора.

      Примерно в середине XVIII столетия наступает золотой век парусников, который продлился почти до конца XIX века. Строительство судов в это время достигает совершенства.

Силуэты парусников разных веков.
Силуэты парусников разных веков.
Рисунки автора.

      Парусники различаются между собой прежде всего размерами и формой корпуса, которые определяются назначением и условиями плавания. Например, суда, рассчитанные на дальние морские переходы, должны быть достаточно большими, чтобы противостоять ударам высоких волн и штормовому ветру, а для плавания по рекам и внутренним водоёмам вполне подойдет небольшое суденышко или обыкновенная лодка. Поэтому размеры парусников колеблются в широких пределах: от 2 до 100 метров и более.

      От типа судна и величины его корпуса зависит число мачт и их высота, а также парусная оснастка.

      Совокупность всех мачт и их частей называется "рангоут". Чаще всего парусные суда имеют одну, две или три мачты, очень редко четыре или пять. Если имеется только одна мачта, то она так и называется - "мачта". На судах с двумя мачтами первую (считая от носа) называют "фок-мачта", а вторую - "грот-мачта". Она, как правило, выше фок-мачты. Три мачты соответственно называются: фок-мачта, грот-мачта (самая высокая), бизань-мачта (самая маленькая). Поперечные горизонтальные перекладины, к которым крепятся паруса, имеют общее название "реи".

      Кроме вертикальных мачт на крупных судах бывает ещё своеобразная наклонная мачта, установленная под большим углом в носу корпуса. Из-за особенного положения ей дали отдельное название "бушприт", которое, по-видимому, не раз встречалось вам в литературе.

      Особенность любого парусника - множество разнообразных канатов, тросов, цепей и просто верёвок, при помощи которых крепят мачты и реи, ставят паруса и управляют ими. Все это называется такелажем. Существуют две его разновидности: "стоячий такелаж" и "бегущий такелаж".

      Стоячий такелаж - это система туго натянутых тросов-оттяжек, которыми укрепляют мачту, чтобы она не гнулась и не качалась. Бегущий такелаж - все подвижные тросы, с помощью которых управляют рангоутом (реями, гиками) и парусами, то есть ставят и убирают паруса, а также поворачивают их в зависимости от направления ветра и курса судна.

      Теперь перейдём к парусам - двигателю судна. Совокупность всех парусов называют парусной оснасткой или парусным вооружением судна. Паруса делятся на два основных типа - прямые и косые. Прямые представляют собой полотнище прямоугольной или трапециевидной формы и ставятся поперек продольной оси судна. Их прикрепляют верхней кромкой к реям, а нижнюю крепят к нижележащему рею или оттягивают шкотами к бортам. Косые имеют треугольную или четырехугольную форму с неравными сторонами. Их ставят вдоль оси судна или под углом к ней.

Силуэты парусников разных веков.
Силуэты парусников разных веков.
Рисунки автора.

      Настоящими, классическими типами двухмачтовых парусников считают бриг, бригантину и шхуну. Бриг имеет две мачты с прямыми парусами. На грот-мачте в дополнение к прямым ставят косой парус - трисель, который в этом случае иногда называют бриг-парусом. Бригантина - двухмачтовое судно с прямыми парусами на фок-мачте и косыми на грот-мачте (трисель и топсель).

      Шхуна на обеих мачтах несёт косые паруса. С косыми парусами вообще легче работать, чем с прямыми, и, самое главное, они позволяют идти под большим углом к направлению ветра (моряки говорят: "круче к ветру").

      Трехмачтовые суда - преобладающий тип крупных морских парусников, к которым относятся корабль, барк, баркентина и трёхмачтовая шхуна.

      Корабль - трехмачтовое судно с полным парусным вооружением, несущее прямые паруса. Только на последней мачте ставят дополнительный косой парус - трисель. Барк - трехмачтовое судно с прямыми парусами на фок- и грот-мачте и косыми парусами на бизань-мачте. Баркентина - трехмачтовое судно, несущее на фок-мачте прямые, а на грот- и бизань-мачте косые паруса. Трёхмачтовая шхуна - несёт только косые паруса.

Силуэты парусников разных веков.
Силуэты парусников разных веков.
Рисунки автора.

      Военные парусные суда прошлого - корвет, фрегат, линейный корабль - были, как правило, трехмачтовые и имели парусную оснастку корабля. Отличались же размерами и количеством орудий, которые размещались вдоль бортов на одной, двух или трёх палубах (деках). Все палубы имели в бортах квадратные отверстия (порты) для стволов пушек.

      Первый русский военный корабль "Орёл" был построен при царе Алексее Михайловиче (отце Петра I) в 1668 году на Оке и ходил в походы по Волге и Каспийскому морю. Это небольшое суденышко, длиной около 25 метров, имело на борту 22 пушки. В то время на верфи под Воронежем было построено еще десятка два похожих судов. Но настоящим создателем Российского флота по праву считается Пётр Великий. Только при нём началось регулярное строительство большого количества разнообразных военных судов: парусно-гребных галер, фрегатов и, самое главное, линейных кораблей - основы морского могущества государства.

      По сохранившимся документам, чертежам и моделям судов видно, что Пётр Первый придавал большое значение не только вооружению кораблей и их мореходным качествам, но и архитектурно-декоративному убранству. Для выполнения этих работ он привлекал сотни иностранных и отечественных мастеров живописного и скульптурного искусства, а также резчиков по дереву, литейщиков, позолотчиков. Чтобы иметь больше своих специалистов, в начале XVIII века при Адмиралтействе была создана школа корабельных архитекторов, где изучали многочисленные профессии, необходимые для строительства парусных судов. Традиции, заложенные Петром, не были забыты и успешно развивались следующими поколениями корабелов. В постройке и убранстве кораблей принимали участие мастера искусства, например, скульптор Б.Растрелли. Из мастеров XIX века можно вспомнить П.Клодта, чьи скульптурные группы на Аничковом мосту в Ленинграде хорошо известны.

Кронштадтская гавань.
Л.Лебретон.
Кронштадтская гавань.
Литография, середина XIX века.

Панорама Петербурга. Фрагмент.
А.Зубов.
Панорама Петербурга. Фрагмент.
Гравюра резцом. 1706.

      В середине XIX века произошли два события, повлиявшие на развитие парусного флота. В 1848 году были открыты золотые месторождения в Австралии и Калифорнии. Началась "золотая лихорадка". Потоки любителей легкой наживы и тысячи искателей приключений наперегонки устремились за желанной добычей. Чуть раньше, в начале 40-х годов, резко возрос объём импорта чая и пряностей из Китая в Европу и Америку. Скоропортящийся товар необходимо было доставлять как можно быстрее, а имеющиеся типы судов не удовлетворяли этому требованию. Кораблестроители стали искать и нашли способы увеличить скорость парусников, используя новые конструктивные решения и материалы. Так возник целый класс судов, во многом изменивший старые представления о парусниках. Речь идёт о легендарных "чайных клиперах" - одном из совершеннейших творений рук человеческих, век которых был коротким, но блистательным.

      Изобразить парусный корабль, море и небо, берега неведомых стран, архитектуру портовых городов правдиво и образно не так-то просто.

      Для этого нужны знания, хорошая зрительная память, умение воплотить свои замыслы в выразительной композиции, владение техникой рисунка и живописи. В процессе работы возникает много вопросов. Ответы на них ищите в книгах, в произведениях художников-маринистов и графиков, в фотографиях и, если есть такая возможность, у знатоков морского дела: моряков, корабелов, яхтсменов и судомоделистов.

Корма линейного корабля 'Три Иерарха'.
Корма линейного корабля "Три Иерарха".
Модель. Дерево.

Носовая часть корабля 'Императрица Александра'.
Носовая часть корабля "Императрица Александра".
Модель. Дерево.

      Помогут вам зарисовки и этюды берега моря, озера, реки. Обратите внимание на взаимосвязь состояния облачности и водной поверхности в ясный день, в пасмурную и грозовую погоду, в штиль, в сильный ветер, в разное время года, суток. Если на воде или на берегу есть лодки, яхты, корабли, обязательно порисуйте их.

      Такая подготовка даст возможность почувствовать масштаб изображения, конструкцию корпуса корабля, изменение его вида в зависимости от ракурса и расстояния до зрителя.

      Вы уже узнали, что существуют различные типы парусников: галера, шхуна, бриг, галиот, бригантина и другие... И чтобы нарисовать хотя бы один из них, постарайтесь по книгам, схемам, иллюстрациям изучить характерные признаки данного парусника: величина корпуса, высота и количество мачт, схему парусной оснастки, характерные обводы носовой и кормовой частей корпуса. Специальные сведения помогут изобразить не корабль вообще, а точно тот, который необходим.

      Особенно это следует учитывать при рисовании всемирно известных кораблей. Стремитесь к похожести, к "портретному сходству". Корабли Колумба и Нельсона, клипер "Фермопилы" и "Катти Сарк", наши учебные суда "Крузенштерн" и "Товарищ" нельзя рисовать приблизительно.

      Если есть возможность использовать модель парусника в качестве натуры, то ею не следует пренебрегать - это очень неплохой способ изучить судно в любом ракурсе. Такую модель вполне можно собрать самостоятельно из комплекта готовых деталей, которые продаются в магазинах "Сделай сам", "Детский мир".

      Работая в цвете, учтите, что паруса крупных судов имеют не белый, а светло-серый или охристо-серый цвет, поскольку их шьют из неотбеленного льняного полотна - парусины. Только американские клипера имели белые хлопчатобумажные паруса. У парусов спортивных яхт более разнообразная гамма цветов: белые, красные, жёлтые, синие.

      Корпуса рангоутов всех старинных судов до конца XIX века были деревянными, и в зависимости от возраста их цвет менялся от жёлто-охристого или светло-коричневого до тёмного, буро-серого. С конца XIX века и до нашего времени корпуса судов красят чаще всего в белый, серый или чёрный цвет.

      На флагштоках всегда развеваются флаги и вымпелы страны, которой они принадлежат, поэтому желательно знать государственные флаги разных стран.

Русский линейный корабль 'Азов'. Фрагмент.
К.Эккерсберг.
Русский линейный корабль "Азов"
на якарной стоянке на рейде Эльсинора. Фрагмент.
Масло. 1828. Музей изящных искусств. Копенгаген.

      Дань морской теме и красавцу кораблю отдали многие европейские мастера XV-XIX веков. Среди них В.Карпаччо и Ф.Гварди в Италии, П.Брейгель и X.Вром в Голландии, К.Фридрих в Германии, Р.Бонингтон в Англии, С.Щедрин и Е.Лансере в России, французские импрессионисты и многие другие. Но настоящих маринистов не так уж много. Это голландцы С. де Влигер и В. ван де Вельде, англичанин Д.Тернер, француз К.Верне, японец К.Хокусай. В России в этом жанре работали два крупных мастера - И.Айвазовский и А.Боголюбов.

В.Камай


      К этому хочу лишь добавить пару картин созданых ковровским художником Миловановым Владимиром Михайловичем в весьма необычной технике, которую определил бы как: береста, огонь, потому что эти картины выжжены на бересте.

Новые берега
Милованов Владимир Михайлович
Новые берега
(2004; береста, огонь; 18х13)

Штиль
Милованов Владимир Михайлович
Штиль
(2004; береста, огонь; 9х9)

      По моему эти картины очень точно подходят к теме данной статьи и служат прекрасным к ней дополнением.

Юрий Зинковский.


Модель парусника.




Хостинг от uCoz