Вернуться на [главную страницу]. Вернуться на [предыдущую страницу].
Журнал "Юный художник" №7 1990 год.
Пётр Карл Фаберже. Его называли северным Челлини. Парижскими серебряниками он единодушно был признан Метром.
Сын владельца скромного ювелирного магазина в Петербурге, он получил блестящее по тому времени образование. Окончив привилегированную гимназию Святой Анны, Карл продолжил обучение в Германии, в Торговой школе в Дрездене; во Франкфурте-на-Майне. Затем учёба в Англии, Италии, Франции. Прекрасные творения лучших мастеров мира формируют вкус и развивают фантазию.
Через девять лет он возвращается в Россию, получив обширные знания и высочайшую профессиональную подготовку. Важную роль в будущем успехе сыграло превосходное знание коммерции, полученное в торговой школе Шлосса.
В 1870 году в возрасте 24 лет Карл становится совладельцем ювелирного магазина в Петербурге, на Большой Морской. И отныне главной школой для Фаберже и его мастеров будет Эрмитаж.
Более 12 лет потребовалось, чтобы реорганизовать и расширить фирму, а затем занять достойное место среди столичных ювелиров. Вскоре он получает разрешение именоваться поставщиком двора Его Императорского Величества с правом иметь на вывеске своего магазина изображение государственного герба.
К этому времени слава об изделиях Фаберже шагнула далеко за пределы России: его заказчиками становятся королевские дворы Европы, восточные монархи, крупнейшие магнаты.
К началу нашего столетия фирма Фаберже объединяла несколько известных ювелирных мастерских. Возглавлялись они исключительно талантливыми ювелирами, имевшими право ставить своё клеймо рядом с клеймом фирмы. Тогда же был создан ряд филиалов в Москве, Одессе, Киеве, Лондоне, открыта специальная студия и камнерезная мастерская.
Обладая богатой творческой фантазией и блестящими знаниями ювелирных техник, Фаберже чутко реагировал на малейшие изменения моды, став вскоре её законодателем не только в России, но и в Европе. Ему удавалось объединить различные индивидуальности и придать их работе общее направление. Перед тем как приступить к исполнению нового заказа, метр собирал специалистов в конторе своего огромного дома на Большой Морской и вместе с художниками обсуждал проект, все процессы и технологические тонкости изготовления.
Мы не знаем точно ни одного предмета, исполненного самим Фаберже. Талант его заключался скорее всего в редком даре вдохновлять художников на создание изделий, принёсших фирме заслуженное признание.
К 1917 году фирма прошла славный путь от маленького ювелирного магазина до крупнейшего в мире объединения. Карл Фаберже покинул Советскую Россию осенью 1918 года, и ровно через два года, в сентябре 1920 года, умер в Лозанне, оторванный от родины и от работы, которой он посвятил свою долгую и яркую жизнь.
Наследие Фаберже огромно: воздушные букеты из самоцветов, поражающие точностью подбора камней, изысканные веточки цветущей вишни из рубинов, великолепные скульптурные композиции из поделочных камней, забавные фигурки животных, отмеченные исключительно точной передачей повадок и характеров, бесчисленные варианты безукоризненно выполненных несессеров, табакерок, оправ, вееров, биноклей, часов, печатей, предметов столового серебра.
Семидесятые годы прошлого века отмечены в русском искусстве сложными поисками: художники этой эпохи как бы заново переживали в своих произведениях все стили искусства с древнейших времён. В произведениях фирмы Фаберже мы видим как черты классического европейского искусства, так и влияние восточных традиций. В декоративном строе многих изделий нашли отражение особенности национального стиля. Что же касается техники и высочайшей профессиональной выучки, то здесь мастера Фаберже наследовали традиции своих знаменитых предшественников - петербургских ювелиров XVIII века.
Мировую славу фирме Фаберже принесли так называемые "пасхальные сюрпризы" - подарочные изделия со скрытым секретом.
Предполагается, что идея их создания принадлежала младшему брату Карла Фаберже - Агафону, необычайно одарённому художнику, обладавшему к тому же исключительными конструкторскими способностями. Традиции же раскрашивания натуральных или изготовление яиц из стекла и фарфора к Пасхе уходят в далекую древность. Образ пасхального яйца связывался в представлении людей с идеей возрождения плодородия и счастья.
Карлу Фаберже удалось покорить сердца заказчиков, оттеснив всех конкурентов. Его успех - в сложности конструкции, оригинальности секрета и безукоризненности исполнения этих драгоценных игрушек. Всего с 1885 по 1917 год фирмой было изготовлено 56 "пасхальных сюрпризов" по заказам членов императорской семьи. Это были подарки Александра III и Николая II императрицам Марии Фёдоровне и Александре Фёдоровне.
Так грустно распорядилась история, что их большая часть оказалась за рубежом, восемь из них - исчезли. В Советском Союзе хранятся десять пасхальных сюрпризов, и все они - в коллекции Государственных музеев Московского Кремля.
Четыре месяца в 1989 году работала выставка "Пасхальные сюрпризы Фаберже" в американском городе Сан-Диего. На ней впервые были представлены 33 подарочных сюрприза, созданных мастерами фирмы. Позднее выставка почти в полном составе экспонировалась в Московском Кремле. Поистине это был праздник красоты, фантазии, технической изобретательности, высочайшего профессионализма.
Все предметы имеют форму яйца, внутри которого находится сюрприз: миниатюрные золотые копии крейсера, яхты, поезда, дворца, медальона с портретами членов царской семьи, фигурки соловья, кукушонка, музыкальная шкатулка. Приводимые в движение путем нажатия скрытой от глаз кнопки, фигурки движутся, поют, размахивают крыльями, поезд отправляется в путь, циферблаты часов вращаются, а стрелки остаются неподвижными, крышечки медальонов приподнимаются, открывая очаровательные детские портреты, музыкальная шкатулка проигрывает известные мелодии.
Фаберже открыл миру красоту поделочных камней Урала, Сибири, Алтая. Он ценил их как воплощение богатства и красоты самой природы: нарядные яшмы, небесно-синяя ляпис-лазурь, окрашенный в теплый розовый цвет орлец, авантюрин, сверкающий золотыми блестками, загадочный нефрит, гелиотроп, камень насыщенного зеленого цвета с тёмно-красными вкраплениями
Именно из гелиотропа в 1891 году ведущий мастер фирмы Михаил Перхин выполнил яйцо с моделью крейсера "Память Азова". Сочетая зелёный цвет камня с золотом, искрящимся прозрачными каплями бриллиантов, мастер удачно оттенил и красоту самоцвета, и блеск благородного металла. Внутри этого драгоценного, выложенного бархатом футляра на голубой аквамариновой пластине застыла великолепная из золота и платины модель крейсера. В сложной оснастке корабля можно разглядеть миниатюрный капитанский мостик, крохотный руль, тончайшие полотнища парусов.
Не менее интересно использование цветного золота. Именно фирма Фаберже возродила технологию четырехцветного золота, или "кватра колор", то есть желтого, белого, красного и зелёного цветов. Техника была известна во Франции с XVIII века, а затем надолго забыта. Мастерам фирмы часто удавалось достичь сложной цветовой гаммы только благодаря цветному золоту, без привлечения других отделочных материалов. Соединив матовое и полированное золото, а также используя цветное, Михаил Перхин добился прихотливой игры на поверхности корпуса "Часов с букетом лилий".
Не металл и не камень, а эмаль считали ювелиры фирмы самым эффективным средством художественной выразительности. Возрождая древнее искусство, они вновь обращались к его декоративным приёмам. Ни одна ювелирная фирма в мире не использовала эмаль столь широко и в таком многообразии цветов и оттенков, как фирма Фаберже.
Новым приёмом в русском эмальерном деле того времени явилась техника "оконной", или "витражной" эмали.
"Ювелирным капризом" называют одно из самых изысканных произведений Михаила Перхина "Листья клевера". Сотканный из тончайших золотых нитей объём представляет собой буйное переплетение стеблей и листьев клевера, большая часть которых залита прозрачной, изумрудного цвета эмалью. Невозможно представить, как удалось мастеру равномерно разместить и удержать на поверхности горячую эмалевую массу.
Интересны детские профильные портреты, выполненные в технике эмали в цвете нежно-коричневой сепии. Они даны на золотой пластине, залитой эмалью розового цвета. Здесь чувствуется явное влияние античного искусства, мастер умело передаёт фактуру материала. Эта золотая пластина, укрепленная на богато декорированной подставке, не что иное, как "сюрприз" самого элегантного пасхального подарка - "мозаичного яйца". Оно выполнено сыном старого Августа Хольмстрема, бывшего до прихода Перхина главным мастером фирмы.
Задуманное как драгоценность, оно в полном согласии со своим назначением являет собой уникальный образец ювелирного искусства. Античный узор, выложенный на поверхности яйца, имитирует вышивку разноцветными шелками, где канвой служит тончайшая платиновая сетка, а сам узор соткан из сапфиров, рубинов, топазов и зелёных гранатов. Мастер достиг большого совершенства в умелом чередовании эмали и драгоценных камней.
В 1900 году на выставке в Париже посетители с любопытством рассматривали новую механическую игрушку Михаила Перхина. Она явилась своеобразным откликом на важное для Русского государства событие - строительство Транссибирской магистрали.
На серебряной поверхности яйца выгравирована карта России с изображением новой дороги от Петербурга до Владивостока и надписью: "Великий Сибирский железный путь".
Особый интерес вызвал сюрприз - модель сибирского поезда. Заведённый золотым ключиком, платиновый паровозик с рубиновым фонарём и алмазными фарами отправлялся в далекий путь, увлекая за собой пять золотых вагончиков с оконцами-хрусталиками и миниатюрными надписями. Фаберже сам проявлял особый интерес к механическим управляемым игрушкам.
Пасхальные сюрпризы явились вершиной творческого вдохновения фирмы Фаберже, они вобрали всё технические и художественные достижения своего времени в большей степени, чем какие-либо другие изделия, и позволяют выявить тот немалый вклад, который внесли мастера в развитие мирового ювелирного искусства. В необычайной тщательности и чистоте отделки произведений они до сего дня остались непревзойденными.
И.Онуфриева,
Е.Миронова.