Вернуться на [главную страницу]. Вернуться на [предыдущую страницу].


Журнал "Техника молодёжи"


Где истоки древних знаний?

Диалог о контакте цивилизаций.

Владимир Рубцов,
кандидат философских наук, г.Харьков
Кунгарма Кодио,
аспирант, Республика Мали.

Рисунок Роберта Авотина.       Мы уже писали в журнале о догонах - народе, живущем в основном на территории Республики Мали, в труднодоступных районах и потому сохранившем многие верования, обычаи. (Смотри "ТМ", №1 за 1978 год, №10 за 1980 год, №7 за 1981 год.) Мы рассказывали о том, что в их мифологии есть сведения о мире космоса. Например, догоны делят все небесные тела на звёзды, планеты и спутники; знают о кольцах Сатурна и лунах Юпитера. Центром звёздного мира, по их представлениям, является Сириус. Эта звезда считается тройной, главный компонент именуется "Сиги толо", а спутники - "По толо" и "Эмме йа толо". Весьма загадочен тот факт, что характеристики звезды По (период обращения и чрезвычайно высокая плотность) практически совпадают с параметрами Сириуса B, определенными относительно недавно - само собой, с помощью современных астрофизических инструментов.
      Опубликованные в нашей печати материалы о догонах основывались, как правило, на работах зарубежных ученых М.Гриоля и Ж.Дитерлен. Но вот недавно наш постоянный автор В.Рубцов встретился с К.Кодио, догоном по национальности, который сейчас проходит обучение в аспирантуре Института языкознания АН СССР. Предлагаем запись этой беседы.

      К.Кодио. Признаюсь, для меня было неожиданностью, что в вашей стране изучают культуру моего народа. Вас интересуют прежде всего те странные совпадения с научными данными, которые можно найти в эзотерическом слое нашей мифологии?

      В.Рубцов. Именно так. Правда, я не думаю, что эти "совпадения" можно рассматривать вне их мифологического контекста. Они потому и загадочны, что "вплавлены" в более или менее "нормальный" цикл космогонических мифов. Объяснения этому пока нет, есть только предположения. Наиболее перспективна, на мой взгляд, гипотеза палеоконтакта, относящая истоки астрономических знаний вашего народа к древнему посещению Земли инопланетной экспедицией...

      К.К. Мне кажется, для такого вывода нет оснований. Описанные в работах Марселя Гриоля и Жермены Дитерлен сведения о звёздах и планетах - знания действительно тайные, доступные отнюдь не каждому догону. Профессору Гриолю они были открыты по решению нашего Совета патриархов только после того, как Совет взвесил все возможные последствия этого шага. Не случайно после кончины Гриоля в 1956 году ему - первому из европейцев - были оказаны все положенные "посвященному" почести. Я не думаю, что истоки "ясного слова" следует искать в космосе. В давние времена наши предки могли наблюдать небесные светила через инструменты, унаследованные от древних цивилизаций Северной Африки. В том же Египте корпорация жрецов знала и умела немало такого, что она скрывала и от народа, и от властей... Ещё проще предположить, что после египтян сохранились не инструменты, а сами знания. Жрецы, тысячелетиями наблюдавшие за небом, могли постичь многие его тайны; гибель жреческой корпорации необязательно означала исчезновение этих знаний.

      В.Р. Да, гипотезу палеовизита отвергает и профессор Жермена Дитерлен, изучающая культуру догонов уже не первое десятилетие. Она считает, что межзвездные расстояния преодолеть невозможно, следовательно, истоки "догонской астрономии" нужно искать не в космосе, а на Земле.
      Между тем расчеты показывают, что первая же возникшая в Галактике цивилизация в состоянии за несколько миллионов лет изучить и освоить с помощью кибернетических зондов всю Галактику, в том числе и Солнечную систему. Почему же мы не видим следов таких посещений?
      Один из возможных ответов - потому что мы ищем неправильно. Для серьёзного поиска необходима соответствующая методика, объединяющая в себе опыт исторических исследований с современными представлениями о внеземных цивилизациях. Только применив такую методику к целому ряду исторических источников, мы сможем сделать обоснованные выводы.

      К.К. Вы, без сомнения, правы: чтобы найти - надо искать, а чтобы искать нечто новое - необходима и новая методика... Но сейчас я думаю о другом. Мы, догоны, на протяжении веков тщательно сохраняли свою самобытность, отвергая любые влияния извне. Когда было невозможно противостоять силе силой, мы сопротивлялись упорством. Я мог бы познакомить вас с моими друзьями, один из которых по вероисповеданию мусульманин, а второй - христианин, но на самом деле оба они - догоны, и только догоны. Патриархи наших деревень и сегодня сохраняют своё влияние; общество масок организует религиозные церемонии и празднества, во время которых на тайном языке "сиги со" излагаются предания о творении вселенной и истории человеческого рода... Вероятно, только "замкнувшись на себя", можно было сохранить столь заинтересовавшие вас знания. Но нам, тем из догонов, кто решился выйти в "большой мир", порой трудно сочетать в себе традиционную и новую, научную, картины мира. Вот я и думаю - не явится ли "ясное слово" независимо от его истоков тем самым мостом, который соединит обе эти картины, обе культуры...

      В.Р. Мысль неожиданная, но интересная. Вполне возможно, "астрономии догонов" действительно суждено стать одним из ключей к взаимопониманию (или хотя бы взаимоуважению) науки и мифологии. А сомнений в отношении "палеовизитной" природы "астрономии догонов" высказано немало. Наиболее детально излагает их в книге "Послания со звёзд" Дж.Ридпас из Англии, высказывая мнение, что астрономические знания догонов - это смесь общеизвестных и заведомо неверных сведений. Так, у Юпитера не четыре спутника, а гораздо больше; Сириус В - далеко не самая маленькая и плотная звезда (нейтронные звезды неизмеримо плотнее и меньше); наконец, Сириуса C просто не существует. Ридпас указывает, что, несмотря на всю свою изолированность, догоны общались с внешним миром: с 1907 года в районе их обитания появились французские школы, а в 20-х годах там развернули активную деятельность католические миссионеры. Основной вывод - астрономические знания догонов имеют недавнее происхождение; это своеобразная "прививка" заимствованных сведений к древнему "мифологическому древу".

      К.К. Ридпас, по-видимому, заблуждается. Общение и заимствование - отнюдь не одно и то же. Общение, о котором идет речь, было поверхностным и вынужденным, порой заставлявшим отталкивать даже то, что могло быть принято без особого ущерба для нашей самобытности. Что же касается системы Сириуса, то знания о ней - независимо от того, есть ли там "лишняя" звезда или нет, - лежат в основе вычисления периода между двумя праздниками "сиги", церемонии обновления мира, отмечаемой каждые 60 лет в течение по крайней мере семи столетий. Учтите также и то, что сведения, сообщенные французским исследователям, вовсе не исчерпывают "ясного слова". Кое-что изложено не полностью, а многое пока остается скрытым. В любом случае бессмысленно было бы посвящать европейцев в знания, заимствованные у них же... Так что астрономия "ясного слова" не заимствована у европейцев. Но и внеземное происхождение этих знаний крайне сомнительно. Зачем обращаться к гипотезе о палеовизите, если в истории нашей планеты было немало культур, которые, мне кажется, могли изобрести телескоп...

      В.Р. Вы думаете, телескопа было бы достаточно? Да, с его помощью можно увидеть слабую звездочку возле Сириуса, но для понимания её природы необходимо знать хотя бы закон всемирного тяготения. Крайне трудно перенести теорию, возникшую на почве развитого общества, в общество менее развитое. Другое дело, когда сложная картина мира запоминается в форме тайных знаний, существующих параллельно с более простым мировоззрением. Помните, как изображается на стенах святилищ планета Сатурн?

      К.К. Две концентрические окружности; первая обозначает саму планету, вторая - её кольцо.

      В.Р. Но ведь в таком ракурсе Сатурн никогда не виден с Земли! В древности его иногда изображали в виде человеческого глаза. Не исключено, что таким образом также фиксировалось наличие кольца - но лишь в плане "визуального впечатления". Для такого наблюдения достаточно иметь телескоп; изобразить же кольцо в плоскости - значит выйти за рамки непосредственного чувственного опыта.

      К.К. И выйти достаточно далеко... Но не кажется ли вам, что разговор о внеземных экспедициях выводит нас ещё дальше за эти рамки?

      В.Р. А что остается делать? Трудно допустить, что древние астрономы могли изобразить Сатурн в ракурсе, невозможном для землянина, или что им удалось зафиксировать продолжительность взрыва Сириуса B, в результате которого он превратился в белый карлик. Помните - звезда По взорвалась "на первом году жизни людей на Земле", и яркость ее медленно падала в течение 240 лет? Правда, вопрос о том, насколько точно в работах французских специалистов передана сама система понятий "ясного слова", остается пока открытым.

      К.К. Как лингвист, берусь утверждать, что достаточно точно. Во всяком случае, с обеих сторон было сделано для этого всё возможное. С конкретными сведениями ситуация немного иная, но дело тут не в лингвистических трудностях. Разумеется, ошибки всегда возможны - однако было бы куда большей ошибкой списывать на их счёт то, что не укладывается в предлагаемые объяснения.

      В.Р. Непроизвольная модернизация "ясного слова" - лишь одна из возможных форм его искажения. Наше понимание "астрономии догонов" - это интерпретация с точки зрения современной науки; но, если в истоках "ясного слова" действительно лежал палеовизит, оно должно содержать и нечто большее.

      К.К. Справедливо. Но не кажется ли вам, что единственная, принимаемая вами гипотеза палеовизита сильно сужает круг ваших исследований? Сравните: предположение о древнем, но земном источнике знаний "ясного слова" говорит: вы знаете о глубинах истории мало, ищите внимательнее, посмотрите на свое прошлое по-новому. (Куда ведет нас предположение о палеовизите? Посещение из космоса - событие, насколько я понимаю, случайное. Что изменится в знаниях человечества о мире и о своём положении в нём, даже если удастся эту гипотезу подтвердить?..
      Хочу ещё раз подчеркнуть, что тайный характер "ясного слова" - не самоцель. Тайна была необходима, прежде всего чтобы сохранить его неизменным в течение многих столетий. Посвятив Марселя Гриоля в эти знания, мы прошли свою половину пути; серьезно обсуждая их содержание, вы идёте по своей половине.

      В.Р. У науки свои законы. Ученый проверяет свои гипотезы на эмпирическом материале. Сегодня, мне кажется, нельзя исключить ни гипотезу о древнем, но вполне земном происхождении знаний о Сириусе, ни даже предположения о современном заимствовании их. В конечном итоге на первое место выйдет та гипотеза, которая сможет предсказать нечто новое, а затем это новое обнаружить.





Хостинг от uCoz